Извините - пока не работает!

Международная ассоциация "Марафонское зимнее плавание"

Федерация закаливания и спортивного зимнего плавания России

АКВАЙС СПОРТ: ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Таблицы

Во имя здоровья и спасения людей!

Утверждено на VI конференции

МА МЗП 10 мая 1996 г.

п. Врангель, Приморский край

протокол №

 

ПРОГРАММА

обучения спортивному зимнему плаванию

(с учетом специфики зимнего плавания)

 

Структура учебного предмета "Спортивное зимнее плавание"

 

1. Теоретический отдел

История развития спортивного зимнего плавания:

  1. Зарождение зимнего плавания

  2. Развитие теоретико-методических основ закаливания холодом в дореволюционной России

  3. Организация и проведение первых соревнований пловцов

  4. Организация и проведение первых марафонских заплывов в холодной воде

  5. Развитие спортивного способа плавания - оверам

  6. Создание международной спортивной организации пловцов - МА МЗП

  7. Создание Российской организации пловцов (атлетов холодной воды) - ФЗСЗПР

  8. Результаты сильнейших пловцов

  9. Разрядные нормы и требования

  10. Правила соревнований и судейства

  11. Развитие плавания в открытой воде по правилам FINA

2. Основные направления и перспективы развития зимнего плавания

  1. Массово-оздоровительное

  2. Спортивно-методическое

  3. Военно-прикладное

  4. Водно-спасательное

  5. Прикладное

3. Изучение основных направлений научных исследований по спортивному зимнему плаванию

  1. Исследования по влиянию закаливания холодом и зимнего плавания на организм занимающегося в зависимости от возраста, пола, стажа занятий и т.д.

  2. Изучение влияния закаливания на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, терморегуляцию и антропометрические показатели пловцов

  3. Исследования в целях лечения и профилактики различных заболеваний

  4. Изучение специфических особенностей влияния на организм пловцов различных методов закаливания холодом и зимним плаванием

  5. Изучение и разработка режимов дозировки холодовой нагрузки пловцов

  6. Обоснование методики спортивной тренировки в спортивном зимнем плавании

4. Изучение медицинских аспектов спортивного зимнего плавания

  1. Влияние зимнего плавания на организм занимающегося (физические свойства воды, оздоровительный эффект, специфичность заболеваний, лечебное воздействие)

  2. Состояние важнейших вегетативных функций при зимнем плавании (дыхательной система, взаимосвязь дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистая система, повышение резистентности организма). Влияние термического фактора на функции вегетативной иннервации внутренних органов, изменение подвижности сосудистых реакций кожи пловцов, показатели функциональной мобильности терморецепторов, влияние зимнего плавания на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, функциональное состояние нервной системы пловцов, изменение показателей функционального состояния коры надпочечников пловцов под влиянием зимнего плавания, характеристика сердечно-сосудистой системы у пловцов зимнего плавания, изменение теплоизоляции "оболочки" тела пловцов от изменяющихся условий окружающей среды.

  3. Изменение гемодинамики пловцов под влиянием зимнего плавания

  4. Динамика морфо-функциональных и гидродинамических показателей в зимнем плавании (состояние морфо-функциональных показателей, подвижность в суставах и гибкость, статическое и динамическое плавание, особенности изменения гидродинамических параметров)

  5. Организация работы по зимнему плаванию (требование учебного плана, обоснование структуры и содержания изучаемого предмета, учебно-методическое обеспечение, актуальность проведения научных исследований, материально-техническая база, требования по мерам безопасности и организации работ специальных служб, проведение соревнований по зимнему плаванию, результаты выступлений сильнейших пловцов, переподготовка квалифицированных судей по зимнему плаванию из числа судей обычного плавания)

  6. Основы и особенности техники спортивных способов плавания (общие положения и особенности техники плавания кролем на груди, брассом, кролем на спине, баттерфляем, оверамом, стартов, поворотов, прикладное плавание)

  7. Спортивное зимнее плавание в естественных водоемах

  8. Эффективность методики обучения зимнему плаванию (предпосылки обучения зимнему плаванию детей, возможности обучения плаванию школьников, особенности обучения зимнему плаванию взрослых и пожилых людей)

  9. Необходимость спортивного отбора в зимнем плавании (возможности спортивного отбора, биологические, психологические и педагогические критерии)

  10. Обоснование методики спортивной тренировки в плавании (направленность тренировочной работы, подбор эффективных средств, использование рациональных методов, возможности оптимального планирования, методика обучения зимнему плаванию, особенности защитных свойств организма, терморегуляционный рефлекс, неспецифическая резистентность организма, ударное закаливание, изменение уровня устойчивости к холоду в годичном цикле, специфика выработки пловцами термофизической устойчивости (ТФУ), стереотипы устойчивости к холоду и их переделка, физиологические механизмы закаливания, общефизическая и психологическая подготовка пловцов к зимнему плаванию, эффективность закаливания зимним плаванием

  11. Специфичность работоспособности в плавании и эффективные средства ее восстановления (предстартовое состояние пловца, факторы, лимитирующие работоспособность, средства восстановления работоспособности)

  12. Поиск оптимального управления, эффективность контроля и объективной оценки работы по зимнему плаванию (средства управления, методы контроля, критерии оценки)

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

   Практические занятия по спортивному зимнему плаванию проводятся с обязательным рассказом и показом упражнений, изучения по элементам и устранением ошибок, используя комплексное плавание и индивидуальный подход в обучении занимающегося.

  1. Обучение технике плавания производится в бассейне с теплой водой (выше 18ºС) по методике обучения обычному плаванию и осваивается стиль спортивного зимнего плавания оверам.

  2. Обучение технике выработки термофизической устойчивости (ТФУ) пловцов проводится в естественных открытых или закрытых (ледяных) бассейнах водоемах (при температурах воды последовательно: нормальной (+10,1...18ºС), холодной (+5,1...10ºС) и ледяной (-2...+5ºС) по специально разработанной методике

  3. Обучение методам закаливания в спортивном зимнем плавании:

  1. Разные стереотипы охлаждения пловцов. Роль стереотипа охлаждения в проявлении эффекта закаленности занимающихся. Применение специфичности эффекта закаленности, достигающегося в тех условиях, в которых был достигнут (аналогичность условий) в различных условиях окружающей среды

  2. Применение системы закаливания (величина холодовых нагрузок) в соответствии с "критическими" периодами и сезонной динамики уровня устойчивости организма к холоду, с учетом закономерностей ритмов биологической процессов

  3. Обучение приобретению пловцами термофизической устойчивости. По мере обучения технике плавания и приобретения пловцом ТФУ тренировки проводятся в естественных открытых и закрытых водоемах

  4. Постепенное увеличение дозирования холодовой нагрузки в сочетании с комплексным обогревом занимающихся, используя специальную сезонную таблицу температурных режимов и принципы спортивной тренировки (постепенность, систематичность) с учетом сезонных колебаний в системе терморегуляции, пола, возраста, уровня физического развития и подготовки, конституционных особенностей занимающихся

  5. Применение пловцами в тренировочном процессе прерывистого дозирования холодовых нагрузок тренировка выработки ТФУ), формирующее общую устойчивость спортсменов к холоду

  6. Применение метода повторного охлаждения в учебно-тренировочном процессе занимающихся, повышающее устойчивость организма к холоду и позволяющее сохранять тепловое равновесие даже при сильном охлаждении

  7. Выявление степени закаленности (особенностей устойчивости организма пловца к холоду) по скорости восстановления температуры кожи и "ядра" тела после различных степеней охлаждения

  8. Динамика устойчивости организма пловца в круглогодичном цикле спортивной тренировки

  9. Методика тренировки по плаванию с учетом особенностей спортивного зимнего плавания и специфичности закаливания к охлаждениям, включающие домашние задания: 

- на суше: выполнение общеразвивающих упражнений (ОРУ), специальных упражнений (СПФ) пловца в сочетании с координацией движений рук, ног, дыхания, имитация гребковых движений при различных стилях плавания

- в воде: освоение водной среды, ходьба с гребковыми движениями рук, выдохи в воду, задержка дыхания, "поплавок", скольжение с изменением направления, плавание доступными способами отрезков дистанций - 4х25 м, подсчет пульса перед стартом за 10 сек, плавание на  дистанции 50 м вольным стилем с учетом времени по отрезкам и восстановление пульса на 1, 2, 3 минутах.

- упражнения на гибкость, силу, специальную и скоростную выносливость, развитие скоростно-силовых качеств (мощность гребка), используя различные методы и средства спортивной тренировки (тренажерные установки)

- отработка старта, поворотов, финиша, упражнения с доской в ногах

- изучение всех стилей плавания и движений рук, ног, дыхания, согласование движений (старт, поворот)

- изучение прикладного плавания (транспортировка, ныряние в глубину с поднятием тяжестей, ныряние на дальность, подледное плавание, подводное плавание)

- изучение подвижных игр и развлечений на воде (на суше, на воде)

- методические занятия по технике спортивного плавания (овладение специальными знаниями, умениями и навыками по технике спортивного и прикладного плавания, выявление плавательной подготовленности на различные дистанции вольным стилем)

- комплектование учебных групп в зависимости от показанного результата, владения техникой, специализацией по зимнему плаванию

- дальнейшее совершенствование приобретенных знаний, умения и навыков и применение их на практике

- учебная практика по обучению технике плавания (выявление уровня и степени овладения способами плавания, умение выявлять ошибки и находить способы их устранения)

специфика тренировки ТФУ пловцов

кратковременность и систематичность сильно контрастного холодового воздействия в начальном периоде закаливанию

- выработка порога ТФУ (резкость холодового воздействия, устойчивость к резким перепадам температур, увеличение времени холодового воздействия, ступенчатость тренировки ТФУ, контроль степени закаленности

- интенсивность холодового воздействия на терморегуляторный аппарат, приводящий к сдвигам физиологических функций пловцов

активное закаливание (усиление теплопродукции) за счет выполнения физических упражнений

- уменьшение времени восстановления пловцов после различных объемов и видов холодовой нагрузки способами, средствами и методами восстановления теплового баланса пловцов, разработанные МА МЗП

- выработка стереотипа устойчивости закаленности, закрепление условно-рефлекторными механизмами физической и химической терморегуляции

 

10. Спортивная тренировка по спортивному зимнему плаванию

  1. Выбор специальной направленности пловцов

  2. Подбор эффективных средств и тренировка с их использованием

  3. Использование специально подобранных рациональных методов

  4. Использование индивидуального календарного плана

  5. Методы управления, спортивного контроля и объективной оценки работы по плаванию

СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОГО ЗИМНЕГО ПЛАВАНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

 

   При обучении зимнему плаванию использование методов спортивной тренировки пловцов обычного плавания:

  1. Равномерный метод

  2. Переменный метод

  3. Интервальный метод

  4. Повторный метод

  5. Контрольный, а также совершенствование стиля плавания оверам каждым пловцом.

   Постоянно осуществляемый врачебно-педагогический контроль в соответствии с методикой обычного плавания по шести факторам:

- специфические силовые возможности

- быстрота

- эффективность скоростно-силовых возможностей

- аэро-анаэробная производительность

- продуктивность дыхания

- контроль ТФУ

 


 
Последнее обновление 24.01.2007г. © UMCSA

Send mail to umcsa@narod.ru withquestions or comments about this web site.
Copyright © 2001 UMCsA & FWS
Last renewed: 24-01-2007

Hosted by uCoz